Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Согласно методологии и критериям оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся ученики МАОУ СОШ № 4 с 2020 года принимают участие в мониторинге сформированности функциональной грамотности.
Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся
Федеральный уровень:
- Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 6 января 2022 года)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 года № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (12 сентября 2022 года № 70034)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18 июля 2022 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17 августа 2022 года № 69676)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18 июля 2022 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17 августа 2022 года № 69675)
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06 мая 2019 года № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО»
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01 октября 2021 года № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17 сентября 2021 года № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 14 сентября 2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Региональный уровень:
- Региональный план Калининградской области мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2022–2023 учебный год.
- Приказ Министерства образования Калининградской области № 1144/1 от 19 сентября 2022 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования Калининградской области от 15 августа 2022 года № 996/1».
- Приказ Министерства образования Калининградской области № 996/1 от 15 августа 2022 г. «О проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 8 классах общеобразовательных огранизаций в Калининградской области в 2022 году».
- Приказ Министерства образования Калининградской области от 02 сентября 2021 года № 966/1 «О проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 7 классах в Калининградской области в 2021 году».
- Приказ Министерства образования Калининградской области от 01 марта 2021 года № 189/1 «О проведении диагностической работы в 7 классах в Калининградской области в 2021 году».
- Письмо Министерства образования Калининградской области о проведении установочного вебинара по исследованию по оценке функциональной грамотности у восьмиклассников № 11752 от 03 октября 2022 года.